12 июля 2017 года. Полезная информация (творческие задания из курса "Литература в диалоге прошлого и настоящего").
В 1977 году вышла в свет, ставшая сегодня классической, книга В.Г. Маранцмана и Т.В. Чирковской «Проблемное изучение литературного произведения в школе»; в этой книге были сформулированы основные признаки и методические свойства проблемного вопроса как импульса к созданию на уроке проблемной ситуации, то есть ситуации столкновения различных точек зрения на изучаемое произведение и, следовательно, вопроса, который стимулирует выстраивание различных взаимодополнительных (Н. Бор) или даже взаимоисключающих читательских интерпретаций текста.
Материал для справки:
Ученые-методисты сформулировали 4 основных свойства проблемного вопроса:
Сложность (невозможность ответить на вопрос спонтанно, без усилий)
Объемность (проблемный вопрос всегда относится к произведению как целому)
Диалогичность (содержит возможность различных трактовок)
Сопряжение нравственной и эстетической проблематики произведения и противоречий его читательского восприятия
Примеры проблемных вопросов
Почему чиновники г. N приняли Хлестакова за ревизора? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Можно ли назвать М.Ю. Лермонтова «поэтом сверхчеловечества» (Д. Мережковский)?
В финале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой задается вопросом: «Нужен ли я России?». А как бы вы ответили на вопрос: «Нужен ли России Базаров?»