13 июля. Ещё одно интересное задание с курсов.
Воспоминания и дневниковые записи — распространенная форма литературного повествования («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского, «Шуточка» и «Дом с мезонином» А.П. Чехова и др.).
В методике преподавания литературы эта форма литературной стилизации тоже давно освоена как разновидность творческого задания, в частности, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, где есть примеры письменного стиля героев (записки-воспоминания Гринева и письма Маши Мироновой) мальчики получают задание «написать дневник Гринева, который он ведет, находясь в заточении в Петропавловской крепости», а девочки — «написать дневник Маши Мироновой, который она ведет по дороге из имения Гриневых в Санкт-Петербург».
Далеко не каждый герой и не каждая сюжетная ситуация позволяет предложить учащимся такого рода задания: герой обязательно должен быть склонным к рефлексии или поставлен в ситуацию самоопределения. Например, Печорин ведет дневник, а представить ведущим дневниковые записи Максима Максимыча вряд ли возможно.
Вопрос к заданию
При изучении какого произведения русской классики, интерпретации какого героя и в какой сюжетной ситуации вы бы предложили вашим ученикам (не будем употреблять новомодное «обучающимся») написать дневник героя или героини. Обоснуйте свой выбор краткой характеристикой героя и сюжетной ситуации и, если вам потребуется конкретизация задания (например, написать письмо от такого-то такой-то), сделайте это.
|