Методическая литература
Русский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. ФГОС
Русский язык. 6 класс. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. ФГОС
Пособия включают рабочие программы, таблицы тематического и поурочного планирования, рекомендации по организации контроля и оценки планируемых результатов, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; тексты контрольных диктантов и приложения для аудирования.
Пособие адресовано учителям основной школы, работающим по комплекту учебно-методических пособий «Русский язык. 5 класс. 6 класс» под редакцией А.Д. Шмелёва.
УМК входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Ссылка активна. Необходимо нажать на картинку
Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся средних школ ссылка
С.В. Фёдоров. Пророк или поэт? Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина на уроках литературы в 9 классе
Тема назначения поэзии волновала А.С. Пушкина всегда, еще в 1817 году в оде “Вольность” он писал:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Центральным же в разработке этой темы, и биографически, и по значению, стало стихотворение “Пророк”. Этот общеизвестный факт, сам по себе не требующий каких-либо дополнительных доказательств, предполагает необходимость такой его методической интерпретации, которая, с одной стороны, доступна по уровню сложности учащимся 9 класса, а с другой — не допускает декларативной примитивизации истолкования.
По нашему мнению, эта интерпретация должна развиваться в двух направлениях при взаимодополнительности выводов...
С.В. Фёдоров. Кто умное действующее лицо в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо?
Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий?
Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени
с очень умным человеком (именно с Грибоедовым)
и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями..
А.С. Пушкин — А.А. Бестужеву
Он человек заметный – Сергей Сергеич Скалозуб.
Фамусов, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
С.В. Федоров. «Память сердца» как летопись эпохи. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А. Некрасова «Горящие письма»
Расхожие и уместные при школьном изучении литературы терминологические понятия «авторская идея» или почти метафизическое, в силу своей неопределенности и неопределяемости, «авторский замысел» кажутся давно скомпрометированными в современной науке. И тем не менее читательское простодушие позволяет нам согласиться с естественным и многократно высказываемым соображением, точно, на наш взгляд, сформулированным М.Ю. Лотманом в «развернутой статье» (так сам автор определил жанр своей книги) «Мандельштам и Пастернак»: «… в тексте скрывается сам автор, текст — есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе — в том или виде — образ своего творца. Свидетельство это может быть совсем не прямолинейным …: автор может лукавить с читателем, обманывать его и себя. Но он не может обмануть текст. Подобно преступнику, оставляющему улики, автор не только говорит, но и проговаривается»[1]. Мы бы добавили, что автор проговаривается не только о себе, но и о своем времени, создавая психологический и социо-культурный портрет эпохи...
[1] Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак (попытка контрастивной поэтики). — Таллинн, 1997. — С. 15.
Д.Н. Мурин. Изба, дом, особняк в литературе XIX века
Вот моя деревня; Вот мой дом родной...
И.З. Суриков.
Блестит великолепный дом...
А.С. Пушкин
Русская литература от своего зарождения до конца XVIII века чуралась описания быта, обыденной жизни. Но вот пришёл Г.Р. Державин и открыл художественности двери частного дома. Опустим хрестоматийные строки оды «Фелица» и процитируем обращение к графу И.И. Шувалову в стихах, названных «Приглашение к обеду»:
Приди, мой благодетель давний, Творец чрез двадцать лет добра! Приди, и дом, хоть не нарядный, Без резьбы, злата и сребра,
Мой посети; его богатство — Приятный только вкус, опрятство И твердый мой нельстивый нрав...
Наталья Николаевна Котельникова. 9 шагов Раскольникова
Вступление
Известно, как тщательно подбирал писатель слова для текста произведения. Глубоко символичны имена, фамилии, цвет, числа, предметы.
В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” слово “мост” (“на мосту”, “у моста”, “к мосту”) встречается 34 раза. Какой смысл, быть может, сокровенный, вложил писатель в слово “мост”? С мостом связаны многие события, происходящие с героями романа, в первую очередь, с Родионом Раскольниковым.
В настоящей работе предстоит выявить и обосновать, что каждый раз, когда Раскольников ступает на мост, происходят изменения в его мыслях, решениях, действиях.
Читать полностью здесь
Как я отношусь к ФГОСам?
Хуторской Андрей Викторович:
Как вы относитесь к ФГОСам? А вот как (процитирую свой недавний пост). Настоящий профессионал всегда имеет СВОЮ основу своей деятельности. А разные там стандарты и пр. меняющиеся требования он лишь УЧИТЫВАЕТ. А хороший профессионал к тому же не только учитывает внешние требования и условия, он ещё с их помощью улучшает свою работу и компетентности. Например, сравнивая УДД с ЗУНами, можно расширить свой профессионализм, а не просто определить, что из них лучше. Для меня нынешние ФГОСы -- это как изучение нового языка -- корявого, недоделанного, но если научиться с его помощью выражать СВОЁ, то даже УДД можно применить с пользой. Тепличных, идеальных условий никогда не будет, ни при каких стандартах и министрах. Поэтому главное внимание нужно уделить СВОЕМУ, а не внешнему. Такой рецепт годится и нынешним учителям: не нужно пытаться внедрять ФГОСы, это и невозможно, нужно развивать СВОЙ профессионализм, работая в УСЛОВИЯХ этих ФГОСов.
Читать полностью здесь
Справка. Андрей Викторович Хуторской (р. 6 октября 1959 года) -- доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, директор Института образования человека, директор Центра дистанционного образования "Эйдос".
Разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий -- личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход, модель школы свободного развития. Разработал методологические и педагогические основы дистанционного образования личностно-ориентированнного типа. Ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования.
Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения скачать
Презентация "Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения" скачать