Пятница, 22.09.2017, 05:41
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Мои публикации [3]
Преподавание русского языка [3]
Видеоуроки [3]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Преподавание русского языка

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Пунктуация в сложносочинённом предложении»
  1. Учитель Саблина Валентина Васильевна
  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Астрахани
  3. Учитель русского языка и литературы
  4. Русский язык
  5. 9 а класс
  6. Тема урока «Пунктуация в сложносочинённом предложении» -- 4-й  урок  в разделе «Сложносочинённое предложение»
  7. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А. Леканта. М, Дрофа, 2011.
  8. Цель урока: сформировать навык выбора постановки/отсутствия запятой между частями сложносочинённого предложения (ССП).
  9. Задачи:

-- обучающие: закрепить  умение находить ССП в тексте;   закрепить навык разбора  предложения по членам;  научить видеть структурные элементы предложения, при наличии которых запятая между предикативными частями ССП не ставится;

-- развивающие: развивать умение анализировать смысловые отношения между частями ССП; развивать навык пользования интерактивными  ЭОР; развивать навык самостоятельной работы с ЭОР;

-- воспитательная: формировать  устойчивый интерес к  изучению родного языка  через использование современных средств обучения.

10. Тип урока: урок-введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

12. Техническое оборудование: компьютеры на рабочих местах учителя  и учащихся (один компьютер –2 ученика) с подключением к сети Интернет,  видеопроектор, экран.

13. Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  •  

Этап  урока

Название  используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  •  
  1.  

Актуализация знаний

Интерактивный  текст

(отрывок 1)

  • на экране  образец выполнения задания
  • с заданием, запоминают алгоритм его выполнения, задают вопросы учителю

3 мин.

Интерактивный текст

(отрывок 2)

Контролирует выполнение задания учащимися, помогает слабым

  • задание в интерактивном режиме, работая в парах. Результаты выполнения работы объясняются  фронтально

3 мин.

  1.  

Введение новой информации

Раздаточный материал «Когда запятая не нужна»

  • о чтении с помощью разметки Insert («Знаю – узнал – непонятно»).
  •   текста, пометки, обсуждение в парах, выделение цветом  ключевых понятий.
  • обсуждение полученной информации.

6 мин

  1.  

Введение новой информации с помощью ЭОР

Строение предложения. Пример ССП с общим второстепенным членом (4)

  • на экране пример с общим второстепен-ным членом и ставит перед учащимися задачу: нужна ли запятая между частями  этого предложения. Обращает внимание учащихся на усло-вия, при которых запятая перед соединительными союзами в ССП не ставится
  • свои предположения, разбирают  предикативные части по членам и приходят к выводу о наличии общего второстепенного члена.
  • с правилом-алгоритмом «Отсутствие запятой перед соедини-тельными союзами между частями ССП»

10 мин

  1.  

Применение полученных знаний

Интерактивное правило-алгоритм с общим вводным словом  (5).

Ресурсы с примерами вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в составе ССП (6-8)

  • выполнить задания  с ресурсом 5 (пример ССП с общим вводным словом) самостоятельно; контролирует выполнение работы, помогает слабым.
  • ЭОР 6-8 (ссылки на них представлены в блоге учителя) и предлагает поработать с ними дома
  • задание в интерактивном режиме, обсуждают результаты в парах, задают вопросы учителю

5 мин

  1.  

Систематизация  новой информации

 

  • составить  памятку-схему о постановке/ /отсутствии запятой в ССП
  • опорную схему о постановке/

/отсутствии запятой в ССП

5 мин

  1.  

Диагностика усвоения учебного материала

 

  • выполнение упражнения

Самостоятельно выполняют упражнение 73 (3 часть), расставляют знаки препинания и восстанавливают правопи-сание слов, составляют схемы предложений

10 мин.

  1.  

Домашнее задание

Интерактивные задания по ссылкам  в блоге учителя

  • .: (по выбору учащихся)

         1) работа с ЭОР по ссылкам в блоге;

         2)  упражнение 69 ( по учебнику);

         3)  подобрать примеры ССП по теме урока.

3 мин

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКУ на тему «Пунктуация в сложносочинённом предложении»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ЭОР

  •  

 

Название ресурса

 

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

 

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

  1.  

Пунктуация в сложном предложении

Гипертекст с примерами

Раздаточный печатный материал

  •  
  1.  

Простое и сложное предложение

Интерактивный текст (отрывок 1)

Демонстрируется на экраны мониторов. Учащиеся работают в парах в приемлемом для себя темпе. Выполнение каждого задания  обсуждается  фронтально.

Ресурсы 6-8 демонстрируется и работу с ними предлагается выполнить дома

 

 

 

 

 

 

 

  •  
  1.  

Простое и сложное предложение

Интерактивный текст (отрывок 2)

  •  
  1.  

Строение предложе-ния. Пример ССП с общим второсте-пенным членом

Интерактивное правило-алгоритм

  •  
  1.  

Строение предложе-ния. Пример ССП с общим вводным словом

Интерактивное правило-алгоритм

  •  
  1.  

Строение предложе-ния. Пример ССП с вопросительными предложениями в составе ССП

Интерактивное правило-алгоритм

  •  
  1.  

Строение предложе-ния. Пример ССП с восклительными предложениями в составе ССП

Интерактивное правило-алгоритм

  •  
  1.  

Строение предложе-ния. Пример ССП с побудительными предложениями в составе ССП

Интерактивное правило-алгоритм

  •  
  1.  

Запятая перед соединительными союзами между частями ССП (основное правило)

Интерактивное правило-алгоритм

 

  •  
  1.  

Образовательный блог учителя  «Учебник нашего  времени» (используется учащимися во внеурочное время

Образовательный блог

Знакомство с материалами по темам уроков,  самостоятельное выполнение заданий по указан-ным ссылкам, ком-ментарии к постам

  •  

 

Раздаточный материал

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Текст для изучения

  •  
  •  

По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями ССП перед "и" не нужна.

Запятая не ставится, если:
• обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение: У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до поясаНа елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.

• объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу.

• общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказаться придаточное предложение: Пока Дед Мороз спасал Снегурочку, Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой. Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после "и" имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным, сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (+вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему.

• части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать. Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто.

• две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: "Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки", - рассказывала Машенька о балете "Щелкунчик", который посмотрела в Новый Год.

• если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни" - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".

• более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: "Кто Вы и откуда приехали?"- спросил у иностранца Берлиоз

 

Скачать

Категория: Преподавание русского языка | Добавил: Valentina (20.08.2014)
Просмотров: 1153 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1 Valentina   (09.07.2017 06:39)
В оригинале были указаны гиперссылки на все ЦОРЫ.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz