- Учитель Саблина Валентина Васильевна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Астрахани
- Учитель русского языка и литературы
- Русский язык
- 9 а класс
- Тема урока «Пунктуация в сложносочинённом предложении» -- 4-й урок в разделе «Сложносочинённое предложение»
- Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А. Леканта. М, Дрофа, 2011.
- Цель урока: сформировать навык выбора постановки/отсутствия запятой между частями сложносочинённого предложения (ССП).
- Задачи:
-- обучающие: закрепить умение находить ССП в тексте; закрепить навык разбора предложения по членам; научить видеть структурные элементы предложения, при наличии которых запятая между предикативными частями ССП не ставится;
-- развивающие: развивать умение анализировать смысловые отношения между частями ССП; развивать навык пользования интерактивными ЭОР; развивать навык самостоятельной работы с ЭОР;
-- воспитательная: формировать устойчивый интерес к изучению родного языка через использование современных средств обучения.
10. Тип урока: урок-введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
12. Техническое оборудование: компьютеры на рабочих местах учителя и учащихся (один компьютер –2 ученика) с подключением к сети Интернет, видеопроектор, экран.
13. Структура и ход урока
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
-
|
Актуализация знаний
|
Интерактивный текст
(отрывок 1)
|
- на экране образец выполнения задания
|
- с заданием, запоминают алгоритм его выполнения, задают вопросы учителю
|
3 мин.
|
Интерактивный текст
(отрывок 2)
|
Контролирует выполнение задания учащимися, помогает слабым
|
- задание в интерактивном режиме, работая в парах. Результаты выполнения работы объясняются фронтально
|
3 мин.
|
-
|
Введение новой информации
|
Раздаточный материал «Когда запятая не нужна»
|
- о чтении с помощью разметки Insert («Знаю – узнал – непонятно»).
|
- текста, пометки, обсуждение в парах, выделение цветом ключевых понятий.
- обсуждение полученной информации.
|
6 мин
|
-
|
Введение новой информации с помощью ЭОР
|
Строение предложения. Пример ССП с общим второстепенным членом (4)
|
- на экране пример с общим второстепен-ным членом и ставит перед учащимися задачу: нужна ли запятая между частями этого предложения. Обращает внимание учащихся на усло-вия, при которых запятая перед соединительными союзами в ССП не ставится
|
- свои предположения, разбирают предикативные части по членам и приходят к выводу о наличии общего второстепенного члена.
- с правилом-алгоритмом «Отсутствие запятой перед соедини-тельными союзами между частями ССП»
|
10 мин
|
-
|
Применение полученных знаний
|
Интерактивное правило-алгоритм с общим вводным словом (5).
Ресурсы с примерами вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в составе ССП (6-8)
|
- выполнить задания с ресурсом 5 (пример ССП с общим вводным словом) самостоятельно; контролирует выполнение работы, помогает слабым.
- ЭОР 6-8 (ссылки на них представлены в блоге учителя) и предлагает поработать с ними дома
|
- задание в интерактивном режиме, обсуждают результаты в парах, задают вопросы учителю
|
5 мин
|
-
|
Систематизация новой информации
|
|
- составить памятку-схему о постановке/ /отсутствии запятой в ССП
|
- опорную схему о постановке/
/отсутствии запятой в ССП
|
5 мин
|
-
|
Диагностика усвоения учебного материала
|
|
|
Самостоятельно выполняют упражнение 73 (3 часть), расставляют знаки препинания и восстанавливают правопи-сание слов, составляют схемы предложений
|
10 мин.
|
-
|
Домашнее задание
|
Интерактивные задания по ссылкам в блоге учителя
|
1) работа с ЭОР по ссылкам в блоге;
2) упражнение 69 ( по учебнику);
3) подобрать примеры ССП по теме урока.
|
3 мин
|
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКУ на тему «Пунктуация в сложносочинённом предложении»
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ЭОР
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
|
-
|
Пунктуация в сложном предложении
|
Гипертекст с примерами
|
Раздаточный печатный материал
|
|
-
|
Простое и сложное предложение
|
Интерактивный текст (отрывок 1)
|
Демонстрируется на экраны мониторов. Учащиеся работают в парах в приемлемом для себя темпе. Выполнение каждого задания обсуждается фронтально.
Ресурсы 6-8 демонстрируется и работу с ними предлагается выполнить дома
|
|
-
|
Простое и сложное предложение
|
Интерактивный текст (отрывок 2)
|
|
-
|
Строение предложе-ния. Пример ССП с общим второсте-пенным членом
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
-
|
Строение предложе-ния. Пример ССП с общим вводным словом
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
-
|
Строение предложе-ния. Пример ССП с вопросительными предложениями в составе ССП
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
-
|
Строение предложе-ния. Пример ССП с восклительными предложениями в составе ССП
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
-
|
Строение предложе-ния. Пример ССП с побудительными предложениями в составе ССП
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
-
|
Запятая перед соединительными союзами между частями ССП (основное правило)
|
Интерактивное правило-алгоритм
|
|
|
-
|
Образовательный блог учителя «Учебник нашего времени» (используется учащимися во внеурочное время
|
Образовательный блог
|
Знакомство с материалами по темам уроков, самостоятельное выполнение заданий по указан-ным ссылкам, ком-ментарии к постам
|
|
Раздаточный материал
ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Текст для изучения
|
|
По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями ССП перед "и" не нужна.
Запятая не ставится, если:
• обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение: У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса. На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.
• объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу.
• общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказаться придаточное предложение: Пока Дед Мороз спасал Снегурочку, Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой. Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после "и" имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным, сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (+вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему.
• части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать. Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто.
• две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: "Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки", - рассказывала Машенька о балете "Щелкунчик", который посмотрела в Новый Год.
• если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни" - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".
• более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: "Кто Вы и откуда приехали?"- спросил у иностранца Берлиоз.
|
|
Скачать
|